Дешевые моторы для лодок, преимущества и недостатки, как выбрать
Если вы стали владельцем лодки, то рано или поздно вы станете перед выбором двигателя к ней. Ассортимент таких двигателей в нашей стране довольно приличный, поэтому разобраться, за что действительно стоит платить, а где лучше не переплачивать, не так-то просто.
Выбирая обычную бытовую технику, мы привыкли к тому, что чем дороже, тем лучше. Однако когда речь идёт о двигателях, то не всегда дешевые моторы для лодок это плохо, поскольку цена на эти агрегаты напрямую зависит от технических параметров. А ведь далеко не всегда нам нужны самые высокие параметры.
Почему одни лодочные моторы дешево стоят, а другие нет?
Итак, давайте разберёмся, чем отличаются дешевые лодочные моторы от дорогих, всегда ли нужно выбрасывать большие суммы. Прежде всего, это технические данные: конструкция и мощность. В основном, если речь идёт о топливных двигателях, то их цена напрямую зависит от типа:
— двухтактные
— четырёхтактные.
И это неспроста, поскольку каждый тип обладает своими характеристиками, положительными и отрицательными сторонами. Так, двухтактный двигатель имеет довольно простую конструкцию, благодаря которой его эксплуатация, обслуживание и ремонт куда проще, чем у четырёхтактного.
Да, расход топлива у таких двигателей несколько выше, чем у четырёхтактных, но зато весят они гораздо меньше. Это очень важно, особенно для небольших лодок. Ведь основной вес двигателя приходится на «голову», которая при большом весе способна перевешивать заднюю часть лодки, за счёт чего подъём носовой части становится критичным. Учитывая то, что надувные лодки по своей сути плоскодонки, такой недостаток четырёхтактных двигателей в некоторых случаях исключает возможность их использования. Тогда как двухтактные дешевые лодочные моторы лёгкие, поэтому не утяжеляют и не перевешивают лодку.
Двухтактные двигатели также более компактны, следовательно, они более удобны в транспортировке, переноске. Этот момент особенно важен для тех, у кого нет постоянного места для хранения плавсредства и принадлежностей к нему непосредственно у водоёма. В таких случаях приходится постоянно возить мотор с собой, носить и устанавливать его непосредственно перед выходом на воду. В этом отношении двухтактники более удобны.
Ещё пара характеристик: шум и вибрация. Обе характеристики у недорогих моторов выше. А это комфорт передвижения, за который приходится платить.
Второй важный момент – законные основания для использования. Ведь в нашей стране в обязательном порядке необходимо получать права на плавательные средства с двигателями мощностью более 10 лошадиных сил. А это значит, что купить и эксплуатировать дешевые моторы для лодок может практически каждый желающий. Ведь именно маломощные двигатели отличаются низкой ценой. Это второй параметр, которым отличаются двигатели.
Здесь мощность напрямую влияет на стоимость агрегата. Чем выше мощность, тем дороже вам придётся заплатить за двигатель. А всегда ли вам нужна большая мощность? Простой усреднённый математический расчёт необходимой мощности исходит из веса лодки. На каждые 25 кг веса необходима одна лошадиная сила. Если у вас небольшая лодочка, в которой вы рыбачите самостоятельно или максимум с другом, то вам вполне хватит самого простенького двигателя. Купить такие лодочные моторы дешево можно практически в каждом городе.
Дешевые лодочные моторы и бренды – что выбрать
Третий важный момент – бренд. Недорогие двигатели это, как правило, продукция не раскрученных брендов, цена на которые может отличаться буквально в разы. Так, дешевые моторы для лодок от китайского производителя HANGKAI по техническим характеристикам могут практически не отличаться от своих японских собратьев, но цена на них в Новосибирске значительно ниже.
Это связано с тем, что в случае с раскрученным брендом мы платим за марку, с которой у нас ассоциируется качество. Хотя на практике далеко не всегда это самое качество соответствует громкому имени бренда, а тем более его заоблачной цене.
Ну и последний момент – важно помнить, что ничто не вечно под луной и двигатель, как любой агрегат, рано или поздно выходит из строя. Это требует затрат на его обслуживание, ремонт. У дорогих двигателей подобные процедуры обходятся недёшево. В то время как недорогие лодочные моторы дешево ремонтировать, тем более что в Новосибирске достаточно мастерских, где вам смогут помочь с любыми проблемами. Более того, в большинстве случаев владельцы сами справляются с обслуживанием дешевых двигателей. В то время как о дорогостоящих этого сказать нельзя.
Вывод из вышесказанного прост – далеко не всегда стоит гнаться за большой мощностью и громким именем. Нужно адекватно оценивать свои потребности, но главное – свои финансовые возможности. Если вы не используете лодку для профессиональной деятельности, заработка, имеете небольшое плавсредство и применяете его для поездок в спокойной воде – вовсе не обязательно тратиться на дорогостоящий двигатель. Вам вполне хватит скромного бюджетного варианта, который будет не только значительно дешевле по стоимости, но и не «напряжёт» обслуживанием.
Если же моторная лодка это ваша «кормилица» или быстрая езда по воде это ваша страсть, то дешевые лодочные моторы явно не для вас и придётся раскошелиться на нечто более дорогостоящее.
hangkai-nsk.ru
Взгляд экспертов: Mercury,Tohatsu,Hidea,Parsun,Honda,Yamaha |
Прежде всего, для тех, кто интересуется реальными, в смысле, не проплаченными отзывами о лодочных моторах, вот хорошая статья от нашего киношного друга и эксперта, Максима Бритвенкова: «Honda, Mercury, Suzuki. 8 лет в кино«. Были, конечно, и дугие марки ПЛМ, но они использовались не так часто.
Как выясняется, не всем одинаково полезными являются статьи о лодочных моторах, где описывается их ремонт и настройка. Ведь многие будущие судоводители еще только задумываются о приобретении коней на транец, не зная даже, какому мотору отдать предпочтение — двухтактному или четырех? А может, и вообще — бензиновому или электрическому? А какого производителя? Cэкономить и купить китайца? Китайский — точно такой же, как японский, только дешевле?
Ну, по-поводу последнего пункта, конечно, не стоит самих себя обманывать. Не такой же. Но дешевле. Переплата за бренд? Да, ведущие мировые бренды стоят внушительных денег. Поэтому позволить себе экономить на качестве было бы глупо с их стороны. К Китаю в этом смысле, претензий быть не должно.
Среди самых нелепых китайских подделок, лодочный мотор, стоящий своих денег, нам обнаружить не удалось. Пожалуй, их можно было бы брать за ту сумму, по которой их отправляют с фабрики. В принципе, это цена одноразовой зажигалки. С той же фабрики. По-сути, это одни и те же «моторы», с разными нашлепками, названия для которых можете придумать и вы. Ну и продавать их, сочиняя небылицы о новом «бренде», об очень качественных запчастях и клея наклейки на крышки капота у себя на кухне. Это про лодочные моторы из деревень Китая.
Выгодно среди китайцев уровнем повыше, выделяется моторчик, мощностью в пятнадцать лошадок, от китайской компании Hidea, попавший к нам в руки три года назад, собранный по образу и подобию мотора Yamaha 15 FMHS. Точнее, устаревшей его модели, хотя, суть от этого не меняется. Ходит этот мотор и по сей день где-то. Правда, после некоторых доработок. Но они были для удобства эксплуатации, он и без них бы работал. Впрочем, это не удивительно, если посмотреть на их производство, не уступающее европейским стандартам. При полной разборке, неприятных вещей, в плане качества, обнаружить не удалось. Не очень понравился только карбюратор, имевший острые наплывы и постоянно выпадающую тягу воздушной заслонки, но, как выяснилось, другие были без этих проблем. Другие же его собратья от этого же производителя не вызвали таких же положительных эмоций. К примеру, четырехтактная пятерка. Очень шумный и, на наш взгляд, не очень
Лодочные моторы Yamaha, произведенные во Франции, с белыми колпаками, в Россию не поставляются. То есть, не поставляются официально. Попадают к нам, как правило, из Финляндии.
В других моторах от Hidea мы не копались так основательно, но, даже на первый взгляд, качество у них в разы выше своих соотечественников. Hidea явно относится к категории
В любом случае, важно понимать, приобретая китайский лодочный мотор, что перепродать его, как б/у, довольно проблематично.
Часто, очень быстро начинает падать компрессия. Связано это, вероятно, с более низким качеством металла. Этого можно избежать, если регулярно обслуживать его и, само собой, обязательно консервировать на зиму.
Впрочем, это подтверждают и сами фабрики, заявляя о моторесурсе чуть выше наших отечественных лодочных моторов и в два-три раза ниже, чем у именитых производителей.
Самые дешевые китайские лодочные моторы старайтесь обходить стороной. Приобретать их лучше в качестве сувениров. Единственный недостаток этих сувениров — их внешний вид. Покупать их начинающему судоводителю крайне не рекомендуем. Не соблазняйтесь на стоимость.
Два или четыре такта? Напомним отличия. В автомобиле у вас работает четырехтактный двигатель. Это означает, что впуск топлива и выпуск выхлопных газов происходит за счет открывания клапанов в строго определенное время. Открытие клапанов осуществляется через распределительный вал, который связан непосредственно с коленчатым валом двигателя. С тем, на котором установлен поршень. Т.е., шатун поршня. Количество клапанов, наличие форсунок и т.д., значения не имеют, смысл один и тот же. Чтобы впустить топливо-воздушную смесь в камеру сгорания, должен открыться впускной клапан, когда поршень начинает движение вниз, к так называемой нижней мертвой точке. Учитывая, что при этом, поршень играет роль насоса, создающего разряжение к камере сгорания цилиндра, топливо будет поступать в нее даже без впрыска. К тому моменту, когда поршень начнет движение вверх, к верхней мертвой точке, впускной клапан должен быть уже закрыт. Т.е., оба клапана закрыты, т.к. выпускной еще даже не начинал свою работу. Поршень сжимает топливную смесь и, в зависимости от регулировки опережения зажигания и скорости вращения коленвала, свеча воспламеняет сжатое топливо. Воспламенение и увеличение объема толкает поршень вниз, обратно. Это называется рабочий ход. Причем, коленвал уже сделал полный оборот и начинает взаимодействовать с распредвалом, который открывает уже выпускной клапан, когда поршень движется вверх. Выхлопные газы вылетают в выпускной коллектор. Впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск составляют четыре такта работы двигателя. По-сути, четыре движения поршня, вверх-вниз-вверх-вниз и. И два оборота коленвала. Такая система позволяет наиболее точно дозировать топливную смесь и способствует более полному ее сгоранию. Что, конечно же, повышает экологичность и экономичность двигателя. В двухтактном двигателе полный рабочий цикл происходит за один оборот коленвала. Клапаны отсутствуют, распредвал, соответственно, тоже. Вместо них прямо в стенках цилиндра прорезаны впускные и выпускные окна. Т.е., фазы впуска и выпуска частично перекрывают друг друга. Топливо также поступает в камеру сгорания за счет разряжения, при ходе поршня вниз, когда он открывает собой впускное окно. Далее, он сжимает смесь, свеча ее воспламеняет и толкает поршень вниз. При ходе вниз поршень открывает так же и выпускное окно. Выбросу выхлопных газов частично помогает тут же поступающее в цилиндр топливо. Конечно, часть топлива при этом улетает в трубу. Точнее, в воздух или в воду. А топливо в двухтактном моторе — это смесь масла и бензина, так как процесс всасывания происходит через кривошипно-шатунную камеру, а масляного картера в таких моторах нет. Приходится добавлять масло в топливо для смазки деталек внутри мотора. Разумеется, двигатель далек от совершенства, а экономичность его уступает четырехтактникам. И окружающая среда тоже не в восторге. Да и вы не будете в восторге на малом ходу при попутном ветре. Но есть и некоторые преимущества. Двухтакный двигатель прост в устройстве. Он гораздо легче четырехтактного собрата и требует меньший рабочий объем сравнимой мощности. Последние новшества впрысковых моделей дают превосходные результаты, которые сильно конкурируют с четырьмя тактами. Но это для средних и больших мощностей.
Конкретно мы, все-таки более склонны к четырехтактным лодочным моторам. Единственным недостатком считаем только их вес. К тому же он тише и приятней работает. Многие доводы против них считаем некорректными. Рассмотрим их.
«Перевозка только на одном боку». Двухтакный мотор вы тоже везете на боку. Какая разница, на каком боку он будет лежать? И на большинстве моделей ручка передач располагается сбоку, она довольно хрупка, поэтому эти двухтактники так же желательно будет класть только на румпель. К тому же, новые модели четырехтактных лодочных моторов уже можно возить как угодно.
«Дорогой ремонт«. Да, дороже. Но ресурс в разы выше. Хороший японский лодочный мотор ходит много лет без намеков на износ.
«Хуже динамика разгона». Для соревнований у нас есть совсем другие лодочные моторы, лишь внешне напоминающие стандартные модели. Отдыхая на воде, мы не обращаем внимания на потерянную секунду. А вот на дикий рев ранним утром — очень даже обращаем. А мотор необходимо подбирать к лодке просто соответствующей мощности. К тому же, 4-ткт моторы более тяговитые.
«Постоянный контроль за маслом в картере». Почему же постоянный? В конце концов, есть светодиодный индикатор на малых моторах и контроль за всеми системами на приборной панели на больших. А вот возни с разбавлением масла на двух тактах, гораздо больше, если так рассуждать.
«В случае серьезной поломки, трудно самому далеко от цивилизации что-либо сделать». Ну, если настолько серьезная поломка, то и с двумя тактами ничего не сделаешь. Но опять же, разница в ресурсе о чем-то говорит. А на машине мы уезжаем тоже иногда очень далеко и радуемся, что у нас долговечный четырехтактный двигатель в ней стоит.
«Более высокая стоимость». Это бесспорный факт. Часто именно больший вес и более высокая стоимость четырехтактных двигателей, играют решающую роль в выборе в пользу двухтактных лодочных моторов.
Что касается конкретных моделей, то лучше всего себя зарекомендовали в мощностях 5 л.с. — это Mercury-Tohatsu. Что, в принципе, без разницы, поскольку собирают их одни и те же руки на одной ленте конвейера. А четырехтактные пятерки, пожалуй, лучше них никто не выпускает. Это так же может быть и взглядом сервисменов, в плане удобства обслуживания и ремонта. Поднявшись повыше, можно заметить отличный
двухтактный мотор от Tohatsu — 9.8 л.с. Поистине народный любимец среди маломощных моторов. Он является самостоятельной моделью и обладает превосходным весом для такой мощности.
В пятнадцатилошадином диапазоне вырывается вперед Mercury, со всеми своими разновидностями моделей. В их числе и серия Sea Pro, для тяжелых режимов работы.
Правда, имеющий больший вес, но и больший объем, что означает больший ресурс при той же мощности. Вплотную к Mercury приближается Yamaha 15 FMHS и Suzuki DT15, неоднократно удивлявший нас своей живучестью, даже при полном отсутствии консервации в течении нескольких лет. Так же можно обратить внимание на не очень компактную 4-тактную Yamaha.
Тут появляется главный их конкурент — неубиваемая, практически вечная и бесшумная Honda. Honda производит только четырехтактные моторы.
От 25 лошадей начинается борьба впрысковых моделей. Помимо Mercury c его EFI-системой впрыска, в дело вступает прародитель всех подвесных лодочных моторов Evinrude. И, на наш взгляд, занимает одно из лидирующих мест до 300 л.с. И в удельной мощности, в том числе. Но крайне трепетно относится к качеству топлива. Правда, это не относится к всеядным моделям специального назначения, не требующим даже обкатки из-за особого покрытия поршневой системы. Про их стоимость лучше умолчать. Обзор лодочных моторов Evinrude E-tec, мы сделали такой: «Платить ли за Эвинруд?«
Когда предполагается приобретение плавсредства для выходов на небольшие тихие озера, с целью просто полюбоваться берегами с воды или заняться спиннинговой ловлей, на первое место для рассмотрения, должен выходить лодочный электромотор. Плюсы вполне очевидны, а минусов в данной ситуации у него нет. Мы обожаем электромоторы и всячески стараемся развивать их и их применение на водоемах.
При выборе двигателя для вашей лодки, так же, одним из основных факторов, должно являться наличие сервиса дилера рядом с местом вашего базирования. А так же сроки поставки запчастей и расходных материалов, к примеру, гребных винтов и масляных фильтров.
Что же касается водометных лодочных моторов, то больше всего разновидностей по мощностям, на данный момент, выпускают Mercury-Tohatsy. Хотя, по своей сути, это всего лишь водометные насадки с импеллером, утановленные на дейдвуд (ногу) базовых моделей ПЛМ, заместо редуктора (сапога).
Основные преимущества и недостатки водометов, мы постарались раскрыть в публикации «Водомет vs гребной винт«.
Статья была опубликована, основываясь исключительно на собственных опытах и ощущениях и, не в коей мере, не является руководством к действию.
Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.rugoodboating.ru
Развенчание мифов о современных четырёхтактных лодочных моторах.
В статье «Анализ современных двухтактных моторов. Заблуждения и реальность.», мы обсудили особенности современных двухтактных лодочных моторов, развеяли некоторые мифы о них и рассказали об их отличиях от моторов прошлого. В этой статье мы рассмотрим особенности современных четырёхтактных подвесных лодочных моторов, расскажем, насколько далеко они ушли вперёд за последние несколько лет, и развеем некоторые мифы о них.
Технологии и постоянно развивающиеся техники позволили существенно усовершенствовать 4-тактные моторы за последние несколько лет. Распространённые проблемы, связанные с этими моторами, были решены, во-первых, через разработку принципиально новых технологий и, во-вторых, за счёт заимствования технологий из автомобильной промышленности. Проблемы большего веса, меньшей чувствительности двигателя к открытию дроссельной заслонки, большей сложности механизма и более дорогого технического обслуживания были решены, в результате чего выбрать новый мотор стало труднее, так как четырёхтактные лодочные моторы уравняли свои права на игровом поле. Во многих статьях нашего сайта уже говорилось о том, что современные 4-тактные лодочные моторы имеют некоторые признанные преимущества: они более экономно расходуют топливо, надёжнее, работают тише, эффективнее и более экологически чистые. То есть, явные преимущества четырёхтактных моторов проявились ещё сильнее, а недостатки были устранены.
Некоторые производители лодочных моторов недостаточно быстро решают проблему «избытка» веса у четырёхтактных двигателей по сравнению с их двухтактными собратьями и конкурентами. Но, к примеру, компания Yamaha нашла способ увеличить рабочий объём двигателя без увеличения веса. Это было достигнуто через плазменное напыление покрытия на поверхность цилиндров, благодаря чему они стали крепче, на 60% твёрже и более износоустойчивы, чем традиционная сталь. Использование этой технологии не только позволило компании Yamaha увеличить рабочий объём двигателя без увеличения веса, но и добиться меньшего трения и большей эффективности.
В 4-тактных моторах других производителей применяются иные способы уменьшения веса, такие, как использование более лёгких компонентов сплава, уменьшение количества внутренних деталей и установка более лёгких капотов. Все эти новшества привели к тому, что теперь вес этих моторов больше веса сопоставимых 2-тактных моторов только на 10%. На самом деле, некоторые новые модели четырёхтактных лодочных моторов теперь даже легче более ранних двухтактных моторов, которые они вытеснили с рынка, как, например, новая версия лодочного мотора Yamaha мощностью 150 л.с. Блоки цилиндров из лёгкого сплава были заимствованы из автомобильной промышленности в таких лодочных моторах Honda, как мотор мощностью 90 л.с. с блоком из автомобиля Honda Fit, мотор мощностью 115 л.с. с блоком из автомобиля Honda Accord и мотор мощностью 225 л.с. с блоком из автомобиля Honda Odysse, что доказывает возможность снижения веса с помощью этого приёма.
Но если продукцию завода по производству автомобильных двигателей нельзя применить в полной мере, то в уже существующей технологии производства лодочных моторов используются совершенно новые блоки цилиндров, как, например, в двигателе Honda объёмом 3,6 литров, установленном в новом моторе мощностью 250 л.с. А компания Seven Marine зашла ещё дальше, заимствовав двигатель с наддувом LSA V8 компании General Motors, который можно увидеть в автомобиле Cadillac CTS-V, для установки в лодочном моторе мощностью 557 л.с. Благодаря его уникально высокой мощности и сравнительно небольшому весу, этот двигатель используется для «снижения веса» в нескольких областях применения. Поэтому вместо установки трёх или четырёх подвесных лодочных моторов теперь можно использовать двойные или тройные моторы мощностью 557 л.с., сохранив мощность, но снизив общий вес.
Запоздалая реакция на дроссель и неудовлетворительный максимальный крутящий момент при низких оборотах приводят к нежелательным холшотам и являются проблемой, которую пытается решить новая технология. Сегодня большинство производителей устанавливает систему электронного управления дросселем и электронного переключения передач в моторах со средними и высокими передаточными числами. Эти компьютерные системы управления обеспечивают точный контроль и мгновенную реакцию, приводя к большей надёжности. Также усилия по повышению чувствительности включают внедрение регулируемых фаз газораспределения в линейке Mercury Verado, и установку электронной системы управления клапанами в лодочных моторах Honda с электронной системой регулировки фаз газораспределения (VTEC). Эта технология, заимствованная у суперкара Acura NSX, даёт более эффективный расход топлива, постоянный крутящий момент и постоянство выработки энергии от холостого хода до полного газа.
Дороговизна технического обслуживания четырёхтактных моторов обусловлена самой природой их конструкции, однако некоторые производители делают всё возможное, чтобы максимально снизить стоимость самого мотора. Кстати, периодическая регулировка клапанов в моделях некоторых производителей стала гораздо дешевле. Просто владельцам лодочных моторов стало гораздо проще осуществлять такие процедуры техобслуживания, как замену масла, анода, топливных фильтров, трансмиссионного масла и даже крыльчатки и корпуса водяного насоса. Сегодня многие процедуры базового обслуживания можно проводить самостоятельно. Конечно, имеются и процедуры ремонта и обслуживания, которые должен проводить только профессиональный механик, поэтому очень важно понимать, какое именно обслуживание нужно провести в данный момент, иначе всё может закончиться большими послепродажными расходами и привести к значительному увеличению эксплуатационных расходов в течение длительного времени.
Одним из решающих факторов при выборе нового 4-тактного лодочного мотора является экономичность расхода топлива. Благодаря конструкции этот мотор может оказаться разумно экономичным практически при любых оборотах. Но новая технология ещё больше улучшила показатели расхода топлива. Большинство крупных производителей предлагает ещё более эффективную систему впрыска топлива, скорректировав её так, чтобы добиться оптимальных рабочих характеристик и экономичности. Такие производители, как Nissan/Tohatsu, гордятся своей улучшенной системой прямого впрыска топлива (технология, подобная той, которая используется в современных 2-тактных лодочных моторах). Головки цилиндров и своды поршней в этих подвесных моторах были доработаны, благодаря чему двигатели приобрели способность идеально сжигать топливо при любом диапазоне мощности. Добавьте сюда ещё более мелкое распыление топлива, и вы получите гораздо большую топливную экономичность.
Недавно компания Honda внесла весомый вклад в технологию улучшенной топливной эффективности, разработав систему контроля подачи топлива LEANburn Control™. Её двигатели автоматически воспринимают и находят оптимальное соотношение топливно-воздушной смеси при любом диапазоне изменения тяги, что привело к заявленным компанией 10-25% увеличения экономии топлива. Компания Suzuki также гордится собственной системой регулирования топливно-воздушной смеси, которая даёт такие же результаты. Более того, компания Suzuki предложила систему впрыска топлива без использования аккумуляторной батареи и громко заявила о технологии, основанной на использовании бедной смеси в малых моторах, мощность которых составляет всего 15 и 20 л.с. Даже капоты были изменены, чтобы улучшить эффективность. Капот лодчного мотора Honda с двойной вентиляцией даёт улучшенное охлаждение и экономичность и, к тому же, выглядит привлекательно. Усовершенствованный дизайн корпуса нижнего редуктора позволил улучшить не только систему переключения передач, но и гидродинамику, что привело к большей эффективности таких лодочных моторов, как Suzuki, Mercury и Honda. То есть, все эти усовершенствования в технологии повысили и без того улучшенную эффективность.
Надёжность является следующим явным преимуществом четырёхтактных моторов. Недавно лодочные моторы Ямаха, представленные компанией-производителем на бот-шоу в Майами, были признаны высшей точкой надёжности подвесных моторов. Это были лодочные моторы мощностью 150 л.с. (бестселлер продаж среди всех её моторов), которые продолжали стабильно работать после 6800 часов коммерческого использования. Делая в среднем по 800 км в день на транцах коммерческих разъездных катеров, они продолжают показывать хорошие результаты при тестировании на компрессию и сохраняют прекрасное рабочее состояние. Если вы соблюдаете графики технического обслуживания, у вас нет причин волноваться о сроках службы лодочных моторов многих производителей, поставляющих подвесные моторы на российский рынок. Более того, некоторые производители заявляют, что надёжность – это важнейшее качество их четырёхтактных лодочных моторов.
По мере развития технологии развиваются и 4-тактные подвесные лодочные моторы. Так как большинство крупнейших производителей концентрируется на производстве четырёхтактных двигателей для лодочных моторов, а уровень конкуренции очень высок, в конечном итоге, мы получили рынок с широким ассортиментом очень хороших подвесных моторов, ещё более эффективных, надёжных, мощных и чувствительных во всем диапазоне мощностей. Ещё никогда у четырёхтактных лодчных моторов не было лучших времён на рынке, чем сегодня.
В нашем магазине Вы можете купить лодочный мотор.
Смотрите также: другие статьи о лодочных моторах.
www.motocontinent.ru
Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки
1. Установка лодочного мотора на транец лодки.
Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.
Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.
2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).
Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.
При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.
3. Подбор шага гребного винта.
Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти. На заводе при комплектации лодочного мотора, чтобы добиться большей универсальности применения лодочного мотора, как правило, ставят винт с меньшим шагом (грузовой). Установив, мотор с таким винтом на надувную моторную лодку из ПВХ мы получаем низкую скорость и превышение паспортных оборотов двигателя, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы. Встречается и противоположное явление, когда газ открыт не полностью 3/4, а скорость уже не растёт и большее открытие ручки газа приводит только к увеличению расхода топлива. Оба этих случая возникают из-за неправильно подобранного винта. Наша главная задача подобрать такой винт, что бы на данной лодке при Вашей загрузке, лодочный мотор мог работать во всём диапазоне оборотов, в результате мы получим максимальную скорость и экономичность.
Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор. При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.
4. Распределение веса в лодке.
В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.
Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.
Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.
5. Гидрокрыло на лодочный мотор.
Изначально гидрокрыло (гидрофоил) получило большое распространение при установке на мощные лодочные моторы, которые устанавливали на короткие лодки, что бы убрать «кобру» при выходе на глиссирование. Но как оказалось на практике данное приспособление при установке на моторы малой мощности помогает им выйти на глиссирование в случая когда, казалось бы, глиссирование невозможно из-за малой мощности лодочного мотора. Происходит это потому что крыло установленное на антикавитационной плите лодочного мотора создаёт дополнительную подъёмную силу и помогает маломощному лодочному мотору вытолкнуть лодку на глиссирование.
Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.
motor25.ru
Лодки и моторы для рыбалки- как правильно выбрать лодку и мотор
В начале лета (а кто-то начинает заботиться еще зимой) многие рыболовы решаются на одно из самых важных приобретений: покупку лодки и подвесного мотора. Техника это достаточно дорогая, при грамотной эксплуатации служит долго, а значит, как всегда встает вопрос: как подобрать себе такое плавсредство, которое служило бы верой и правдой и в дальнейшем не возникало мыслей по поводу того, как избавиться от не оправдавшего надежды комплекта.
Сделать это без больших финансовых потерь достаточно сложно, поскольку буквально за два года эксплуатации лодка и мотор могут потерять от начальной стоимости до 30-40%.
Выбор лодки
Начнем с выбора лодки, хотя, конечно же, в идеале, нужно подбирать и лодку и мотор одновременно. В последние годы большинство рыболовов выбирает для передвижения по воде лодки из ПВХ в первую очередь из-за удобства их транспортировки при схожих мореходных показателях с лодками металлическими.
ПВХ (полихлорвинил) — материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки.
Единственное, что оказывает негативное действие на материал ПВХ — это солнечный свет. Разумеется, ваша лодка не разрушится у вас на глазах под лучами солнца, но чем больше она находится на свету, тем больше подвергается материал ПВХ разрушению. Хотя в последние годы и делают все более совершенные материалы, но пока добиться 100% результата не удалось.
Поэтому для рыбалки рекомендуется брать лодки светлых или вовсе белых тонов, поскольку такие лодки меньше подвержены действию ультрафиолета. Лодки темных и прочих защитных цветов оправданы лишь для охоты.
На сегодня моделей лодок из ПВХ для рыбалки и отдыха великое множество и каждый может выбрать себе лодку по запросам и средствам. На какие моменты следует обратить внимание при выборе определенной лодки. Конечно же, в идеале это должен быть достаточно известный и уже проверенный отечественный или зарубежный производитель, либо лицензионный Китай или Корея, где делают очень качественные копии известных лодок, правда, под другими названиями.
Существует некая средняя цена достойных лодок из ПВХ на которую и надо ориентироваться. Покупать лодки ценой ниже не рекомендую. Тут не работает схема: «чуть дешевле — чуть хуже». Может статься так, что чуть более дешевая лодка, на поверку окажется полностью непригодной, да и прослужит вам крайне мало.
Допустим, вам в магазине порекомендовали несколько вариантов достойных и проверенных лодок. На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе лодки, так это на конструкцию пола (пайола) лодки. Есть два варианта: жесткий пол (фанера, алюминий, в последние годы еще и пластик), либо аирдек (надувное дно). Какой пол лучше — вопрос риторический, смотря, для каких целей.
Если вы будите ловить один (максимум вдвоем), ездить на короткие расстояния под слабомощным мотором от 2 до 8-10 л.с. — тогда удобнее пол из аирдека. Подобную лодку и собирать легче (особенно одному рыболову), весит она существенно меньше лодок с твердым дном, да и помещается всего в одну сумку, что удобно при транспортировке.
Но чем длиннее ваши путешествия на воде и чем больше в лодке пассажиров и груза, а соответственно используется более мощный мотор, тем более оправдана покупка лодки с жестким полом. В таком случае вам и собирать лодку несложно — есть напарник. Жесткий пол лучше держит курсовую устойчивость (лодку не трясет на мелкой волне, что характерно для лодок с аирдеком). Жесткий пол более надежен в эксплуатации и не подвержен таким повреждениям как аирдек, а именно: аирдек можно прожечь угольком от сигареты, процарапать камешком, застрявшим в протекторе сапога и т.д.
Кроме того, отсутствие жесткости пола в продольном направлении на лодках с аирдеком затрудняет выход в режим глиссирования. Возможно, в будущем создадут аирдек не уступающий по прочности жесткому полу, и тогда сама по себе исчезнет проблема выбора, но на данный момент ситуация выглядит так.
А вот что лучше — фанера или алюминий? Вопрос скорее вкуса, чем серьезных практический различий. Фанера при должном эксплуатировании служит не существенно меньше, чем алюминий. Фанерный пол лишь нужно периодически просушивать и подкрашивать водостойким лаком. Многие рыболовы на пол укладывают кусок линолеума и тем самым решают сразу несколько проблем: не повреждается пайол и проще мыть лодку после рыбалки (вся грязь остается только на линолеуме).
Вообще же лодку из ПВХ рекомендуется достаточно часто мыть пресной водой и обычными бытовыми моющими средствами.
Особенно тщательно нужно промывать лодку перед зимним хранением. Во время рыбалки на борта и дно лодки попадает много слизи рыбы, которая привлекает запахом мышей и крыс. Эти животные очень сильно реагируют на подобные запахи и способны выгрызать в лодках большие дыры, после чего ваша лодка (может так статься) будет не пригодна для ремонта. Так что на зиму лучше промывать лодку моющими средствами с резкими запахами, для того чтобы отбить запах рыбы, и хранить лодку в защищенном от грызунов месте.
Немаловажный момент при выборе лодки — это ее длина. При прочих равных все же лучше брать лодку чуть подлиннее (в разумных пределах, конечно же). Причем длина лодки играет в плюс не только в увеличении полезной площади, но и на глиссер такая лодка выходит лучше. Скажем, если вы стоите перед выбором: 280 или 300 см, то конечно стоит выбирать 300 см. Единственный недостаток: вместе с длиной пропорционально увеличивается и цена лодки.
Еще один немаловажный момент — это способность лодки быстрее выходить на режим глиссирования. Разные модели лодок при одинаковых параметрах длины и веса выходят на глиссер с отличиями. Связано это с аэродинамическими характеристиками, особенно с формой надувного киля. Но узнать об этих нюансах вам можно либо от продавцов магазина, либо от друзей-рыболовов, которые уже проводили тестовые испытания и обладают достоверной информацией.
Выбрав подходящую лодку, остается обратить внимание еще на несколько нюансов. Хорошо бы лодку покупать или уже накачанную в магазине или попросить, чтобы ее накачали и полностью собрали при вас. На лодке не должно быть никаких потертостей и складок на баллонах в накачанном состоянии. Проверьте качество склеек, обязательно осмотрите транец. Транец — самое важное место в лодке, именно сюда крепится мотор и потому на транец придется более всего нагрузки.
Не рекомендуется брать транец, который приклеен к баллонам кусками ПВХ. Желателен вариант со специальными резиновыми накладками на транец, которые уже потом в свою очередь приклеиваются к баллонам. Такие резиновые накладки гасят вибрацию от работающего мотора, а значит и транец прослужит вам дольше. Могу успокоить рыболовов: большинство солидных фирм только таким образом и крепит транец к баллонам.
Осталось кратко пройтись по вопросам эксплуатации. Штатный насос («лягушка») накачивает лодку до паспортного давления с достаточно большим трудом. Поэтому качать таким насосом лодку нужно до тех пор, пока это физически возможно. Такой накачки хватает для того, чтобы без проблем ездить, но нужно иметь в виду, что если вы захотите повесить на транец более мощный, чем положено по инструкции мотор, то такая легкая «недокачка» может привести при движении по волнам к излишним вибрациям и сгибанию стрингеров (крепежи пола).
В идеале было бы хорошо приобрести двухходовой насос (лучше всего с манометром), который позволит накачивать лодку до оптимального давления баллонов. Проверить нужное давление в баллонах можно и буквально «вручную». Под давлением большого пальца вашей руки баллон практически не должен прогибаться. Разумеется, в жаркий солнечный день лодку нужно слегка недокачивать. Но и эта проблема уже решена и во многих лодках установлены такие клапаны, которые самостоятельно сбрасывают излишнее давление.
Перед первым выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС и нанести полученные регистрационные номера на оба борта лодки и в скрытом месте. Скрытое место — это не прихоть инспекторов, а в первую очередь ваша защита от воров. Скрытое место на лодке может быть выбрано вами где угодно, но, как правило, номер лодки наносят под пайолом лодки непосредственно на днище. Высота букв и цифр на бортах лодки должна быть не менее 10 см, ширина штриха — минимум 2 см.
Способов нанесения номеров очень много: различные пластиковые наклейки, через трафарет водостойкой краской смешанной с клеем для ПВХ (на случай продажи такая смесь отлично стирается), и самый простой способ — черным водостойкий маркером. За сезон такой нанесенный маркером номер, конечно, основательно стирается, но подкрасить его не составляет никакого труда и занимает по времени буквально пять-десять минут. Разумеется, в лодке нужно иметь полный комплект необходимого снаряжения предусмотренного правилами ГИМС (список этого снаряжения будет прописан в техпаспорте вашей лодки).
Подводя итог всех вышеперечисленных доводов, по логике вещей получаем, что самый практичный вариант для покупки лодки с аирдеком — длина до 280-330 см и моторчик в 4-10 л.с. Такой силы моторы спокойно увезут лодку с одним-двумя рыбаками и небольшим грузом. Лодки же рассчитанные на перевозку 2-3 и более пассажиров с поклажей лучше брать с твердым полом длинной более 330 см.
Сибирские рыболовы либо из-за масштабов наших рек и озер, а может из-за широты душевной в основном выбирают лодки длиной 360-390 см. В данном случае, если есть финансовая возможность, брать предпочтительнее размер 390 см. Размер 390 имеет преимущество лучшего глиссирования на малом ходу, ваша лодка не сваливается в водоизмещающий режим при волнении. Лодки размеров в 360 и 390 см имеют одинаковые сумки и почти одинаковый вес (разница 1,5 кг).
И последнее. Не стоит приобретать на большую лодку мотор мощностью всего 6-8 л.с. с той целью, что потом, когда появятся деньги, вы купите более мощный мотор. Стоит маломощный мотор тоже достаточно дорого. По горькому опыту своих знакомых знаю, что через 1-2 года владельцы маломощных моторов, потеряв на продаже старого мотора до 30-40% от начальной стоимости, собираются брать новый и более мощный мотор.
И тут выясняется, что за прошедшие годы на такие моторы выросла цена (инфляция!) и в конечном итоге, выходит так, что рыболов покупает еще один мотор, практически ничего не сэкономив. По английской поговорке — платит дважды. Проще было в свое время взять кредит в банке или попросить взаймы у друзей и купить сразу необходимый мотор. Арифметика тут простая и просчитать экономический эффект несложно.
Надеюсь, этих общих данных вам хватит для того, чтобы вы могли выбрать себе надежную лодку. А уж какую модель лодки выбрать — решать вам.
Выбор мотора
Выбрав лодку, можно подбирать под нее мотор. Моделей отечественных моторов не много. Основные: «Нептун», «Вихрь» и «Ветерок». Как видим, выбора большого нет как в модельном ряду, так и в мощности (у каждой марки есть всего 2-3 модели), и достаточно легко подобрать мощность мотор к определенной длине лодки. Главное (касается любой российской техникой) иметь золотые руки или хорошего мастера.
В принципе, отечественные моторы при должной доработке вполне достойно могут конкурировать с зарубежными моделями. Многие до сих пор полагают, что стоимость отечественных моторов (почти в 2-2,5 раза меньшая, чем у импортных) с лихвой компенсирует технические недостатки. Это убеждение не лишено основания, но повторюсь, только для тех, кто у кого «золотые» руки.
Подробнее остановимся на зарубежных моделях. Что можно сказать о них в целом: все популярные зарубежные моторы приблизительно одинакового качества и ощутимой разницы между производителями вы не найдете, почти все они изготавливают лодочные моторы уже не один десяток лет. Поэтому модель может быть любой, которая вам понравится.
Вначале вам нужно подобрать мощность мотора. Тут ничего сложного нет (многое уже было описано выше). Если вы собираетесь ловить один и не перемещаться на большие расстояния, то вам будет достаточно мотора до 6 л.с. Двоих выведут на глиссер, и способны более менее быстро транспортировать: моторы 6-10 л.с. Причем «десятка» вполне сносно везет двоих рыболовов с небольшим грузом, неплохо выводит лодку на глиссер и составляет конкуренцию самой популярной «пятнашке».
Для двоих-троих рыболовов подойдет мотор мощностью 15 л.с и выше. «Пятнашка» — универсальный мотор, который успешно можно эксплуатировать и на металлической лодке. Причем еще лучше, чем под лодкой из ПВХ «пятнашка» работает на металлической лодке типа «Казанка». Безусловно, что такая лодка тяжелее, но аэродинамические качества «Казанки» на порядок лучше, чем у лодок из ПВХ, что с лихвой компенсирует лишний вес.
По «тяговитости» зарубежные моторы мощностью 15. л.с. сравнимы с российским «Вихрь-25». Почему такие разные показатели в мощности дают одинаковый эффект? Дело обстоит так: в Японии мощность измеряется на гребном валу, а в России на коленвале. Мощность на гребном валу естественно меньше, чем на коленвале на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Но эти потери составляют всего около 10% от мощности на коленвале.
Что же получается: в лошадиных силах зарубежные моторы действительно уступают отечественным образцам, то есть «Вихрь 25» реально будет иметь 22-23 л.с. мощности на гребном валу. А как же тогда менее мощный зарубежный мотор, оказывается сравним с более мощным мотором отечественным? Разница кроется в том, что тяговые качества мотора зависят еще и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.
Практически у всей зарубежных моторов редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого, выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять еще порядка 10%, что позволяет вывести на глиссирование более тяжелое судно. Кроме того, российские моторы поставляются, как правило, с более «тяжелым» штатным винтом, чем зарубежные. Вот из всех этих факторов и складывается преимущество в тяговитости зарубежных моторов приблизительно на 40-50%.
Если вы остановили свой выбор на какой-то зарубежной модели, остается только решить будет это двухтактный или же четырехтактный мотор. В настоящее время отдельные четырехтактные моторы практически сравнялись с ценой двухтактников, и потому выбирать мотор только из-за цены уже практически не имеет смысла. Остаются плюсы и минусы каждого вида моторов.
Я возьму для примера четырехтактник и не только потому, что у меня именно такой мотор, и я хорошо его изучил, но и потому, что мы в основном видим на реках двухтактники и имеем мнения в основном по ним. Человеку свойственно влюбляться в свою технику и это часто приводит к нездоровому консерватизму. Я постараюсь быть объективным и приводить только сухие цифры и примеры.
У четырехтактников по большому счету есть два минуса. Первое — это вес. Скажем средний четырехтактник мощностью 15 л.с. весит тяжелее своего собрата двухтактника на 7-10 кг. (четырехтактник весит 42-45 кг, а средний двухтактник весит 35 кг.) Великая это разница или нет? Если вы не собираетесь таскать на руках мотор на большие расстояния — то практически никакой существенной разницы нет.
В подавляющем большинстве случаев рыболовы подъезжают на машине к берегу водоема, где собирают лодку и устанавливают на нее мотор. Но даже если вам понадобится переместить лодку на какое-то существенное расстояние, то и здесь рыболовы нашли выход — на лодку устанавливаются транспортировочные колеса и в этом случае разница в весе моторов тоже никакой роли не играет.
Второй минус четырехтактников — это малая ремпригодность в дороге. Хотя и это относительный минус. Серьезную поломку двухтактника тоже очень сложно провести в пути, хотя при наличии запчастей (откуда им взяться?) и умелых рук — это все-таки возможно. Но так как зарубежные моторы весьма редко ломаются по сравнению с отечественными, то и этот минус трудно считать существенным.
Главное в обслуживании зарубежных моторов вовремя менять масло и прочие комплектующие. Единственный недостаток, который лично мне хоть сколько-то мешает при эксплуатации четырехтактника — это то, что подобные моторы можно перевозить или хранить только в двух положениях: либо вертикально, либо на одном конкретно указанном боку.
Плюсы четырехтактника: малый расход бензина и масла. Так как в четырехтактном моторе имеется картер, отсюда еще один плюс — масло не нужно смешивать с бензином, что экономит время. Масло заливается отдельно в картер и при работе подается в камеру сгорания такими порциями, какими мотору необходимо для работы, а не столько, сколько вы залили в бензин, как в двухтактнике. А это не только экономично и экологично, но и дает больший ресурс мотору.
На полных оборотах четырехтактник (это не только мои замеры, но и результаты многих тестов) расходует бензина на 20% меньше двухтактника. В литрах же это выглядит несколько скромнее и потому многие считают, что средние четырехтактники почти столько же расходуют что и двухтактники. Например, на двухтактнике вы сожгли 10, а на четырехтактнике 8 литров. Заглянув в топливный бачок, вы не заметите ощутимой разницы. Но она есть — 20%! Но еще более серьезно экономится масло — минимум 50%.
Расход четырехтактника мощностью 15 л.с. — не более 3 л. (иногда 2.5 л.) на час работы при движении на полных и средних оборотах (на крейсерской скорости). На малых же оборотах эта экономичность еще возрастает. Скажем, при рыбалке троллингом создается такое ощущение, что мотор работает буквально на парах. Из-за этого — минимальное количество вредных выбросов и вы практически не будете чувствовать запахи выхлопа. Но еще большее удовольствие доставляет то, что на малых оборотах четырехтактный мотор работает так тихо, что временами даже приходится приглядываться: работает ли мотор вообще.
Четырехтактный мотор чуть больше требует времени на разгон, но, разогнавшись, обладает несколько большей тяговитостью и может чуть больше везти груза, чем такого же объема двухтактник. Это не очень принципиальный плюс (лишние 20-30 кг. груза), но все-таки он есть. От себя могу только дать только общий совет: стоит подумать покупать или нет четырехтактные моторы мощностью до 10 л.с. Экономия топлива у маломощных четырехтактных моторов — не столь существенная, а цена ощутимо выше двухтактников.
Моторы мощностью свыше 40 л.с. однозначно должны быть только четырехтактными, поскольку при таких мощностях экономия топлива становится очень существенной, и даже не переплата при покупке окупится через 2-3 года экономией на бензине, большим ресурсом и меньшей головной болью при частой покупке масла и разведению бензина.
Вот, пожалуй, и все основные плюсы и минусы, остальное решать вам. Купив хорошую зарубежную модель, не важно двух- или четырехтактный двигатель вы в любом случае останетесь довольны. Удачного выбора.
Константин Фадеев
www.prospinning.ru
Долговечность лодочных моторов — Охотники.ру
Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате.

Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате. В настоящее время даже двигатели мощностью 7,5 л. с. имеют электрический стартер.
Современный подвесной лодочный мотор заслуживает высшей оценки. Это блестящее сочетание высокой мощности и малого веса в одном небольшом агрегате. Ни один тип катерного двигателя не имел так много этапов развития за короткое время. Вначале наматывающийся пусковой тросик был заменен пружинным пусковым устройством. Затем была улучшена система зажигания, чтобы при ручном запуске получать в свечах мощные искры. В настоящее время даже двигатели мощностью 7,5 л. с. имеют электрический стартер, а для двигателей мощностью 20 л. с. он стал обычным. В 1949 г. впервые появился переключаемый задний ход.
Раньше топливный бак устанавливался в верхней части двигателя. Сейчас баки, снабженные устройством для быстрого подсоединения, поставляются отдельно, благодаря чему мотор стал легче, а запас топлива увеличился. Хорошо зарекомендовал себя выпуск газов через ступицу гребного винта, введенный фирмой <Меркюри>. Его начали применять и на заводах других фирм. Были внедрены амортизирующие подвески и шумоизоляция мотора. Значительно улучшена защита мотора от коррозии в морской воде, хотя до настоящего времени эта проблема не решена.
Мощность подвесных моторов постоянно увеличивается. Десять лет назад мощность в 70 л. с. считалась огромной. В настоящее время все крупные заводы выпускают моторы мощностью 100- 155 л. с, которые в течение длительного времени могут работать с максимальной нагрузкой, особенно на гоночных катерах.
Почти все подвесные моторы работают по двухтактному циклу. Преимущество двухтактного двигателя заключается в сочетании высокой мощности с малым весом.
Раньше из-за добавки смазочного масла в топливо запальные свечи быстро замасливались и нуждались в очистке через каждые 20-50 ч работы. Благодаря замене в двигателе подшипников скольжения на роликовые подшипники, а также улучшенному качеству специального смазочного масла, смогли изменить существовавшую ранее пропорцию составных частей смеси от 1 : 12- 1 : 16 (1 часть масла на 12-16 частей бензина) до 1 : 50 и даже до 1 : 100. Это позволило в настоящее время производить чистку свечей через 200 ч работы мотора.
Отдельный топливный бак можно использовать при мощности подвесного мотора от 5 л. с.; электрический стартер — от 7,5 л. с; ручной стартер — до 60 л. с. Дистанционное управление можно приобрести для любого мотора мощностью от 5 л. с.
На срок службы подвесного мотора, как уже говорилось, влияют три основных фактора: эксплуатация в пресной или соленой воде, частота использования и уход за ним владельца. Тем не менее попытаемся определить средний срок службы мотора.
На заводах, испытываемые двигатели часто работают в течение 5000ч, причем делаются лишь небольшие перерывы для осмотра и ухода. Персонал нашей верфи также смог добиться 5000 ч непрерывной работы двигателей без проведения крупного ремонта. Благодаря капитальному ремонту, а также небольшим периодическим ремонтам срок службы хорошо обслуживаемого подвесного мотора можно увеличить до 10 000 ч.
Срок службы мотора, используемого на спортивных катерах, иной. Наибольший успех имеет подвесной мотор в воднолыжном спорте, так как он хорошо переносит смену скорости от малой до высокой. На максимальную мощность отрегулированы система зажигания, теплообмен, частота вращения, пониженная примерно до 3/4 от наибольшей. Нежелательно длительное использование двухтактного двигателя при неполной загрузке, а также продолжительное хранение его при случайном кратковременном использовании, поскольку во время бездействия коррозия (внутренняя и наружная) проявляется сильнее.
Непосредственные наблюдения в ремонтных мастерских позволили установить следующие виды повреждений мотора:
разрушение внутренних его стенок в результате износа из-за применения топлива без добавления масла;
прогорание днища поршней при слишком сильном воспламенении и большой нагрузке на двигатель во время гонок;
выход из строя роликовых подшипников и шестерен при нерегулярной смазке подводной части мотора.
Если подвесной мотор упал в воду, то его нужно немедленно разобрать и высушить в течение 24 ч, так как из-за коррозии коленчатый вал и подшипники становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Маленькие моторы обычно более долговечны, чем большие: за ними легче ухаживать, их проще отнести в гараж для чистки.
Сравним приведенные ниже данные о сроках службы подвесных моторов.
Если время эксплуатации мотора в среднем принять равным 200 ч в год, то долговечность малого двигателя мощностью до 12 л.с. может достигнуть 10 лет. Правда, необходимо учитывать и ремонтные работы, увеличивающиеся по истечении пяти лет.
Большие двигатели мощностью от 50 до 125 л.с. в среднем эксплуатируются в течение трех лет до первого ремонта. После пятилетней эксплуатации обслуживание и ремонт двигателей становятся невыгодными и в спортивных целях их применяют неохотно. Проданные по сниженным ценам, они часто в течение ряда лет используются для служебных нужд. Регулярное применение двигателей благоприятно отражается на их работе.
Указанные моторесурсы наблюдались при эксплуатации двигателей в речной воде. При эксплуатации в морской воде в большей степени возникает проблема коррозии. Поскольку лишь немногие владельцы подвесных моторов хорошо промывают их пресной водой после каждого использования, часы работы моторов следует сократить. На сколько? Это зависит только от самого владельца.
Сравним три наиболее важных типа машинных установок, Стационарный двигатель имеет продолжительный срок службы, хороший к.п.д., экономичен в эксплуатации.
Двигателю с Z-образной передачей присущи следующие особенности: ограниченный срок службы Z-образной передачи, хороший к.п.д. только для легких быстроходных катеров, упрощенный монтаж двигателя.
Подвесной мотор имеет небольшой срок службы, наименьший вес и максимальную мощность, пригоден в качестве главного двигателя для легких быстроходных катеров. Маломощные подвесные моторы устанавливают на небольших лодках.
5 декабря 2011 в 07:08
www.ohotniki.ru
Как выбрать лодочный мотор: советы эксперта :: BusinessMan.ru
Многие рыбаки или просто любители лодок часто задумываются о приобретении лодочного мотора для передвижения по воде без помощи вёсел. Такое желание появляется после очередного преодоления нескольких километров водной глади вручную. Как правило, мотор нужен уже на существующую лодку, или же она будет покупаться уже с мотором. Так или иначе, нужно знать, как выбрать лодочный мотор.
Чтобы правильно подобрать двигатель, необходимо разобраться во всех характеристиках, которыми он обладает. Грамотная компоновка основных узлов и других деталей позволяет подобрать идеальный вариант для небольших путешествий по рекам и озёрам, а также любительской рыбной ловли.
Основные параметры для выбора двигателя
Перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно знать все характеристики, которыми он должен обладать. Прежде всего, это:
- Мощность в лошадиных силах, которая характеризует, какой величины лодку или катер он способен передвигать и с какой скоростью.
- Размеры самого двигателя. Они важны, так как лодки бывают самых разных размеров.
- Длина дейдвуда, который должен подходить по размерам к лодке.
- Тип двигателя, который может быть двухтактным или четырехтактным.
- Способ управления двигателем.
- Принцип двигателя может быть электрическим или бензиновым.
Все эти параметры необходимо учитывать при выборе. Также имеет значение то, какой фирмы выбрать лодочный мотор, так как на рынке много брендов, которые предлагают сомнительное качество за небольшие деньги.
Лошадиные силы в двигателе
Чтобы знать, какой мощности выбрать лодочный мотор, нужно примерно определить размер лодки и сколько человек в ней будет находиться. Для одного человека будет достаточно 6 л.с. Это же справедливо для недалёких заплывов, которые обычно делают рыбаки при выходе на речку или озеро.
Чтобы иметь возможность взять пассажиров и немного груза на борт, необходима средняя мощность как минимум в 10 л. с. Такая тяга позволит быстро набирать скорость и брать с собой несколько килограмм полезного багажа.
Если катер или лодка железная, то необходим двигатель с мощностью не менее 25 л. с., это позволит развивать хорошую скорость на таких устройствах и брать несколько пассажиров одновременно.
Исходя из мощностных характеристик, можно примерно понять, как правильно выбрать лодочный мотор. Если же ошибиться и на маленькую лодку установить мотор большой мощности, то может повыситься угроза опрокидывания во время совершения манёвра на лодке. Весовые показатели лодки должны сочетаться с количеством лошадиных сил в моторе.
Размеры двигателя
Внешние габариты двигателя напрямую связаны с его мощностью и другими характеристиками. Например, может быть установлен бак для горючего на 3 литра, который и занимает большое количество места. Для небольшой лодки этот параметр является одним из важных, так как при больших размерах и весовых показателях она будет чрезмерно наклонена в заднюю часть. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно сопоставить его размеры с будущим местом установки.
Глубина погружения винта
Длина дейдвудного устройства или колена — это расстояние от двигателя до винта. Для каждой лодки оно может быть разным. Все зависит от того, какие её размеры и глубина погружения. Если выбрать короткий дейдвуд на большую лодку, то винт может не полностью погружаться в воду, таким образом, будет теряться большое количество мощности. В случае больших размеров колена получится большое сопротивление воды и проблема с управлением, а также потеря мощности.
Поэтому очень важно знать, перед тем как выбирать лодочные моторы, какой выбрать дейдвудный механизм, чтобы он подходил для конкретной лодки и не создавал проблем с движением.
Тип бензинового двигателя
Важным параметром при выборе мотора является принцип его работы. Это может быть двухтактный тип или четырехтактный. И тот и другой вид имеет свои достоинства и недостатки. Ценовая политика по этим двум видам практически сравнялась, вопрос стоит лишь в характеристиках этих двигателей.
Двухтактный двигатель является более производительным, удельный вес его немного меньше чем у четырехтактного типа. Также конструкция его намного проще, и высокая ремонтопригодность. Если случится поломка во время движения, то при наличии запчастей можно выполнить восстановительные работы прямо на месте. В случае четырехтактного варианта ремонт будет проблематичный за счёт сложной конструкции. Поэтому, если эти характеристики являются определяющими, то следует отдать предпочтение двухтактному мотору.
Четырехтактный мотор
Довольно часто выбирают для лодок и двигатели четырехтактного типа. Они характеризуются более равномерной и стабильной работой. Также они используют меньше масла в своей работе, так как имеют собственную замкнутую систему смазки. Расход топлива тоже несколько меньше. Работа этих двигателей значительно тише по сравнению с двухтактным типом. Однако по весовым характеристикам такой мотор намного тяжелее за счёт усложнения конструкции.
Если по ресурсу сравнивать лодочные моторы, какой выбрать из них, не составит проблемы. Безусловным лидером является четырехтактный тип. За счёт более развитой системы смазки уравновешенности цикла этот тип проработает намного дольше.
Система управления двигателем
При установке любого мотора на лодку имеет большое значение система управления. Она может быть румпельная, то есть управление непосредственно ручкой поворота самого двигателя. Также есть варианты удалённого управления за счёт передаточного механизма. Каждый из них имеет определённые особенности, которые позволяют управлять лодкой в разных ситуациях.
Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части. В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления. Стоит заметить, что румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.
Электрические моторы
Одним из популярных решений для движения лодки является электрический мотор. Такое решение более популярно в Европе, но и у нас все чаще прибегают к такому варианту.
Основное преимущество перед бензиновыми типами — это бесшумность работы и высокая экологичность.
Также на двигатели установлена небольшая цена, которая несравнима с моторами внутреннего сгорания.
Но помимо двигателя, нужно ещё приобретать качественный аккумулятор и зарядное устройство.
В сумме получается вариант ненамного дешевле, чем бензиновый двигатель. В обычной эксплуатации очень просты лодочные моторы электрические.
Как выбрать для такого мотора зарядное устройство, обычно пишется в инструкции. Главным параметром для него является величина тока, который оно может обеспечить.
Также есть и минусы в таком типе двигателей. При зарядке аккумулятора нет возможности точно знать, насколько его хватит при постоянном передвижении. Также его постоянно придётся заряжать по несколько часов перед выходом. Такие процедуры могут внести существенные неудобства в спланированные поездки на лодке с электродвигателем.
Фирмы, которые изготовляют двигатели
Фактическим лидером по изготовлению двигателей являются американские и европейские компании. Прежде всего, это Yamaha, Mercury, Tohatsu и другие бренды. Эксперты по подбору двигателей советуют обратить внимание именно на эти компании, так как они зарекомендовали себя уже давно. Также есть и российские производители двигателей, но они появились недавно и не могут в полной мере конкурировать с представленными марками.
Однако они более привлекательны по цене, и если владелец хорошо разбирается в технике и способен её ремонтировать, то отечественный мотор можно взять на вооружение. Поэтому, чтобы знать, какой марки выбрать лодочный мотор, нужно определиться с бюджетом покупки, если позволяют средства, то приобрести европейский или американский мотор. В таком случае может быть гарантировано качество и большой ресурс двигателя.
Также есть предложения от азиатских производителей. Там тоже бывают качественные модели. Но чтобы решить, какой китайский лодочный мотор выбрать, нужно досконально изучить историю компании. Если она работает давно, то можно ей доверять.
Рынок подержанных двигателей
В среде любителей моторных лодок бытует мнение, что можно приобрести недорого двигатель, который уже некоторое время эксплуатировался. Обычно такие предложения привлекают тех, у кого небольшой бюджет на покупку.
Но перед тем как выбрать бу лодочный мотор, стоит хорошо его проверить и посмотреть на износ деталей. И в большинстве случаев это узнать не удаётся, так как разбирать двигатель никто не будет. Поэтому специалисты рекомендуют в крайней ситуации приобретать подержанные моторы лишь самых лучших марок. Они могут гарантировать большой срок эксплуатации и при хорошем обслуживании прослужат ещё долго.
Если есть небольшое количество денег и не известно, какой лодочный мотор лучше выбрать, новый или бывший в употреблении, то лучше подождать и купить новый аппарат. В этом случае можно рассчитывать на хорошее качество.
Особенности выбора
Если нужен двигатель, который бы обеспечил длинные поездки, то, безусловно, нужно выбрать бензиновый вариант, так как он может гарантировать большую надёжность. Если есть вариант использовать лодочные моторы электрические, как выбрать, поможет назначение лодки. Если она будет использоваться для тихого приближения к рыбным местам, то этот вариант подойдёт больше, так как имеет бесшумную работу.
В случае бензиновых двигателей нужно обратить внимание на характеристики лодки, на которую будет происходить установка.
Также следует выбрать, что важнее: меньший расход топлива или больший ресурс двигателя?
Эксперты рекомендуют ставить двухтактные двигатели на небольшие лодки и катера для одного человека.
В случае больших размеров плавательного средства и нескольких человек более подходят четырехтактные двигателя. Но эти рекомендации не критические и в обоих случаях могут использоваться разные типы двигателей.
Заключение
При выборе двигателя для моторной лодки следует принять к сведению, что есть несколько типов, которые в зависимости от своих конструктивных особенностей могут эффективно работать не на всех лодках. Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типоразмеры двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.
Некоторые лодки могут переходить в движении на глиссирование. Такой режим достигается при большой скорости и позволяет уменьшить гидравлическое сопротивление, которое возникает при движении. Лодка во время такого режима приподнимается над водой и получает воздушную подушку. Для обеспечения такого эффекта нужен хороший запас мощности в двигателе. Поэтому перед покупкой мотора нужно учитывать, что нужно иметь небольшой перевес мощности. Также этот запас пригодится для тех ситуаций, когда лодка будет перегружена.
businessman.ru